Античные авторы рассказывали об амазонках — воинственном племени отважных всадниц, прекрасных и грозных. Ученые долгое время пытались обнаружить конкретную историческую первооснову древнегреческого мифа. Большинство исследователей искали следы мифического племени в Малой Азии, на территории современной Турции, и для этого были основания — археологические находки. Но и приволжские степи две с половиной тысячи лет назад были ареной драматических событий. Бескрайние степные просторы принадлежали воинственным кочевникам, о которых сейчас напоминают только погребальные курганы.
На раскопках курганов в Поволжье в 90-х годах XX века начала работать вместе с российским коллегой Леонидом Яблонским археолог из США Дженин Дэвис-Кимбелл. Сначала археологи обследовали курган, раскопанный грабителями девяносто лет назад. В одном раскопе они нашли человеческий череп, в другом — зеркало. В пронизанной символикой культуре кочевников зеркало — знак жреца или жрицы. В других курганах исследователи обнаружили целые скелеты.
Археологи исходили из предположения, что грабители искали только золото, а все остальное оставляли без внимания. Однако оказалось, что перерытый грабителями курган нашпигован золотом! В раскопе найдены десятки золотых бусинок (часть женского украшения или парадного оружия?), золотые броши тонкой работы, золотые аппликации с одежды, кубок из чистого серебра. Невзрачный курган в степи оказался подлинной сокровищницей. Даже для бывалого археолога Леонида Яблонского такое богатство было в диковинку.
О чем говорят эти находки? Среди найденных предметов была очень ценная подвеска. Дженин Дэвис-Кимбелл придавала этой вещице особое значение и возлагала на нее большие надежды — она надеялась, что находка поможет прояснить вопрос об амазонках.
Исследование костных останков подтвердило, что интуиция ее не подвела — кости были женские. Судя по деформации бедренных костей, эти женщины много скакали верхом. Во многих курганах были погребены мужчины, но в других находились женские скелеты, а рядом с ними лежали богатые погребальные дары и ценное оружие. Эти курганы относятся к той эпохе, когда широко распространился миф об амазонках. Первым поведал об отважных и жестоких воительницах-амазонках Гомер. Из каких преданий он почерпнул сведения, неизвестно.
Анализ генетического материала помог уточнить, какого пола были кочевники, погребенные в приволжских курганах. В одном из раскопов археологи собрали более 110 наконечников стрел, а ведь это было женское захоронение. Исследователи сделали вывод, что там похоронена очень важная персона. Значит, женщины этого племени шли в бой рядом с воинами-мужчинами, и может быть, даже играли главную роль.
На античных изображениях амазонки обуты в узкие сапожки. В кургане нашли такой же сапожок. По описаниям в произведениях античных авторов, амазонки были рослые и светловолосые. Как же выглядели воинственные всадницы из поволжских степей? Немецкие специалисты по найденным останкам воссоздали внешний облик женщины — суровое лицо с грубыми чертами.
Археолог, доктор Александр Хохлов, помог еще раз исследовать новые и старые находки из курганов, чтобы точно установить, какие кости принадлежали женщинам. Из хорошо сохранившихся костей скелетов удалось выделить генетический материал, по которому можно определить не только пол, но и происхождение, родственные связи степных кочевников.
Эксперимент готовили с невероятной тщательностью. В роли главного эксперта выступал доктор Бургер — один из немногих специалистов, способных изолировать пригодные для анализа структуры ДНК из древних костных останков. Доктор Бургер берет пробы из внутренней части костей. Через тысячи лет только там могут оставаться пригодные для анализа ДНК ткани.
Занимательная история степных воительниц увела Дженин Дэвис-Кимбелл далеко от границ Древней Греции и греческих поселений Малой Азии и Причерноморья. Сарматы и многие другие кочевые народы Юго-Восточной Европы давно исчезли, их вытеснили более сильные и многочисленные племена. Казалось бы, от них ничего не осталось, кроме легенд. Но это не так — ведь где-то живут их потомки.
— Если я изучаю историю амазонок, то должна видеть их потомков, тогда история оживет, — говорит американский археолог Дженин Дэвис-Кимбелл.
Неподалеку от китайской границы, в далеком от цивилизации поселке скотоводов, Дженин нашла веское доказательство в пользу гипотезы о «степных амазонках».
Поездка в эти края — сама по себе уже приключение. Нужно много дней ехать на поезде через всю Монголию, потом лететь на самолете на северо-запад. Улгий — столица приграничного аймака Баян-Улгий (Колыбель Алтая), единственный город в краю кочевников-скотоводов. Здесь очень сильны вековые традиции: местные луки похожи на луки амазонок с античных изображений. Луки стреляют на очень далекое расстояние и обладают удивительно большой пробивной силой. Теперь луки используются на спортивных состязаниях. Украшения на нарядных поясах дочерей и жен чабанов невероятно похожи на археологические находки из курганов, расположенных за тысячи километров от монгольских степей. Женщины не знают, откуда взялись такие узоры, за этим стоит очень давняя традиция.
В краеведческом музее городка Улгий Дэвис-Кимбелл с удивлением разглядывала предметы, как будто скопированные с греческих изображений амазонок: украшения, сапожки, остроконечные шапки. Одна из шапок расшита бусинками и имеет точно такую же форму и узор, как золотое украшение из кургана в поволжской степи. Самое интересное ждало археолога не в городе, а на летней стоянке семьи чабана. Она увидела в юрте много такого, что в точности соответствовало реконструкции образа жизни кочевников, составленной на основании археологических раскопок. Однако материальная культура не главное, гораздо важнее сами люди, их происхождение.
В кочевых юртах живут смуглые черноволосые люди с монгольским типом лица. Это не монголы, в аймаке Баян-Улгий почти все население — казахи. В казахских семьях изредка рождаются светловолосые девочки с белой кожей. Именно так выглядит Мейрамгуль, десятилетняя дочь чабана. Глаза у Мейрамгуль не черные, как у всех ее родственников, а светлокарие, медовые. Лицо у нее скуластое, плоское, с монгольскими чертами, но кожа значительно светлее, чем у других казахов, и даже загар другого оттенка, а выгоревшие на солнце светло-русые волосы отливают золотом.
Светловолосая Мейрамгуль и ее мать, хотя они мало похожи внешне, обе являются носительницами генов, передаваемых из поколения в поколение по женской линии. Сравнительный анализ ДНК показал генетическую связь между Мейрамгуль и «степными амазонками», погребенными две с половиной тысячи лет назад в Поволжье. Маленькая «амазонка» Мейрамгуль живет в традиционной юрте, в суровых кочевых условиях, мало отличающихся от образа жизни ее далеких предков. За свою короткую жизнь девочка уже научилась многому, что необходимо для кочевой жизни в степи.
— При всем моем хладнокровии исследователя я пережила волнующий момент. Я с душевным трепетом смотрела на девочку, в которой оживает история воинственных степных амазонок, — призналась Дженин Дэвис-Кимбелл.
Интервью археолога Дженин Дэвис-Кимбелл газете Чикаго Таймс:
http://articles.chicagotribune.com/2004-08-04/features/0408040085_1_amazon-women-women-warriors-nomadic
ДНК отчет (сканы) по мтДНК Амазонки.
Сслыка на отчеты: http://csen.org/DNA_Report/DNA.html
Сайт по номадам: http://www.csen.org
В этом отчете показаны фазы получения древней женской мтДНК.
Вывод отчета следующий: у амазонки центральноазиатский/восточноазиатский гаплотип, который встречается среди тюркских кочевников — имеется ввиду женская ДНК (митоДНК).