В корзине

 

Любой человек, который занимается изучением своих корней, хочет понять свое происхождение, подтвердить семейные легенды, узнать, кто и кем были его предки, откуда они родом и какова была их историческая судьба.

Безусловно, в этом занятии исследователю помогает классическая генеалогия, достоинство которой давно оценено многими и многими людьми, занимающимися поиском корней. Но ничто не стоит на месте, и в помощь генеалогии классической приходит генеалогия генетическая. Именно о тандеме классической и генетической генеалогий будет данная статья.

Хорошим примером использования методов классической и генетической генеалогий является исследовательская работа А.Н. Семиколенных и В.А. Могильникова. Было проведено полное документальное исследование вятской фамилии Семиколенных. При исследовании родословной Семиколенных были изучены документы и справки государственных областных архивов Кировской и Вологодской областей, районных архивов Кировской области, центральных архивов – ГАРФ, РГАДА, РГВИА, РГВА.

Фамилия Семиколенных оказалась уникальной и во время архивных поисков ее происхождение в других регионах России, кроме Вятки, не выявлено. Не менее интересна и этимология фамилии. А.Н. Семиколенных предположил несколько интересных версий. В первую очередь, корень фамилии напрямую связан со старинным наименованием различных видов многочисленных луговых трав (рдест блестящий, герань луговая, хвощ полевой и др.). Крестьяне называли весь этот сбор единообразно – семиколеном, семиколенной, семиколенником, семиколенницей и т.п. Отличительной особенностью этих растений, которые росли во ржи, льне и среди других культурных растений, был длинный ствол, состоящий из ярко выраженных частей – колен. При этом слово «семь» в прошлом обычно употреблялось в значении «много». Существовали мирские имена Семиколен, Семиколенка и т.п. Помимо ассоциации о носителе этого имени как о человеке высокого роста, оно указывало на бесфамильное или безродное происхождение, по аналогии с травой, не имеющей названия. Скрывавшие свое происхождение переселенцы назывались на новых местах прозвищами Семиколенный, Непомнящий, Бесфамильный и т.п. Ещё в середине XX века в уральских говорах, если человек не хотел называть свою настоящую фамилию, он в шутку отвечал – «Семиколенкин», указывая на свою безродность. Следует учесть, что впервые сочетание слов «семь колен» на Руси стало известно с принятием православия. В Библии содержится жизнеописание о двенадцати родах (коленах) израилевых, семь из которых остались без родовых земель. В противоположность библейскому значению «безродности» семи колен, мусульманская традиция предписывала каждому верующему помнить о предках до седьмого колена, что, несомненно, отразилось в мировоззрении русского народа в качестве признака семейной родовитости и уважительного отношения к истории своих предков.

Окончание фамилии Семиколенных связано с особенностями языковой и письменной культуры Русского Севера в силу обособленности от центральных районов Руси. Наряду с традиционными формами, семейные прозвища северян образовывались при помощи окончаний «их», «ых», имевших значение «из дома, из семьи таких-то».

Архивные поиски сведений по истории семьи привели к генеалогическому исследованию всех родовых гнезд Семиколенных в Вятском крае. Попытка связать их и найти общего предка не увенчалась успехом, но при обработке всего материала были выделены две ветви. Первая ветвь происходила из Котельнического уезда (государственные крестьяне), условно назовем ее котельнической ветвью (родословная роспись на ~950 человек). Вторая ветвь Вобловицкой волости Слободского уезда (монастырские крестьяне) – вотчины Вятского Успенского Трифонова монастыря, ей же дадим название – слободская ветвь (родословная роспись на ~1100 человек). Так же были выявлены линии «некровных» Семиколенных, в 19 веке зафиксированы факты закрепления фамилии за незаконнорожденными и, в одном случае, образовалась отдельная котельническая ветвь (родословная роспись на ~70 человек), в 20 веке род по полнился за счет нескольких представителей, взявших фамилию матери.

Параллельно проводилось генетическое исследование ныне живущих потомков Семиколенных. Генетические данные были призваны с целью определить, имеют ли Семиколенных одного общего предка между собой.

Для этого был использован интернет-проект «Однофамильцы или родственники?». На исследование было направлено одиннадцать ДНК-образцов Семиколенных из различных ветвей фамилии. При тестировании оказалось, что котельнические и слободские Семиколенных по отношению друг к другу являются лишь однофамильцами, а внутри своих ветвей – явные родственники. Котельническую ветвь характеризует гаплогруппа I2a1, а Слободскую — N1a1a. Подтвердились так же данные о «некровных» линиях Семиколенных, обе эти линии принадлежат гаплогруппе R1a и, по сути, являются родственниками по прямой мужской линии, однако количество мутаций между гаплотипами уводит это родство на многие тысячелетия назад.

Гаплогруппа котельнической ветви Семиколенных – I2a1, данная гаплогруппа с братскими I1 и I2b входят в состав древнеевропейской макрогаплогруппы I*. Носители I*, скорее всего, являются самыми первыми жителями Европы, поскольку данная гаплогруппа за пределами Европы практически не встречается, и в тоже время в Европе имеет большое количество сыновних ветвей. Возраст I2a1 оценивается 20-ю тысячами лет.

Современный ареал I2a1 выглядит следующим образом:

Тепловая карта расселения гаплогруппы I2a

Рис. 1 Современный ареал гаплогруппы I2a1.

 

Как видим, максимальные частоты I2a1 встречаются на Балканах в Хорватии, Боснии и Герцеговине, однако истоки гаплогруппы I2a1 находятся в районе Карпато-Полесья, об этом говорит тот факт, что самое высокое разнообразие гаплотипов данной гаплогруппы находится именно в этом регионе. А.Н. Семиколенных, принадлежащий к котельнической ветви (гаплогруппа I2a1), сделал себе дополнительный анализ до 67 маркеров. При сравнении его гаплотипа в различных базах данных, а также методами филогении, удалось установить ближайших генетических кузенов, ими в основном оказались люди, которые ведут свои генеалогические линии из Карпат. С большой долей вероятности можно предположить, что предок котельнических Семиколенных попал на Вятку именно из карпатского региона.

Гаплогруппа слободской ветви Семиколенных – N1a1a. Данная гаплогруппа условно именуется «финно-угорской», поскольку встречается в основном у народов уральской языковой семьи (рис. 2). Прародиной гаплогруппы считается юго-восточная Азия.

Длина гаплотипов Семиколенных слободской ветви не позволяет провести полноценный анализ, однако можно предположить, что этот род имеет местное происхождение и выводит свои корни от коренных насельников региона коми либо удмуртов.

Тепловая карта расселения гаплогруппы N1a1a

Рис. 2 Современный ареал гаплогруппы N1a1a.

 

В результате исследования, в котором привлекались архивные и генетические данные, удалось выяснить следующие факты:

  • архивные источники помогли выделить несколько ветвей Семиколенных, однако общего предка для этих ветвей по прямой мужской линии выявить не удалось;
  • генетические данные подтвердили кровное родство внутри найденных ветвей, а также показали, что общего предка у этих линий никогда не было;
  • удалось выявить предковый ареал котельнической ветви Семиколенных (гаплогруппа I2a1) откуда, скорее всего, предок ветви мигрировал на Вятку;
  • на основании имеющихся данных была выдвинута версия о местном происхождении слободской ветви Семиколенных. Более детальное исследование возможно при увеличении длины гаплотипа и накоплении генетических данных по финно-угорским народам и региону в целом;
  • подтверждены документальные свидетельства о наличии «некровных» линий Семиколенных, они имеют отличные от основных семей гаплогруппы.

Александр Штрунов

Владимир Могильников

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пожалуйста, заполните все поля